суббота, июля 10, 2010

магнификат

формально я христианин, но, скорее, все же агностик,  и поэтому, наверно, странно видеть в ненужном религиозные музыкальные произведения.

но это Магнификат (BWV 243) Баха, одно из моих любимых у Баха сочинений - творение редкой красоты и мощи. и признаться, оно никогда не привязывалось у меня к церковной музыке.

выкладываю 4 номера из 12. остальные можете послушать сами, в том же You Tube.

ранее, в этом исполнении, я его не слышал, но это очень и очень, на мой взгляд, достойное исполнение.

приобщаемся к прекрасному.

исполняют:

Christine Schäfer, soprano
Anna Korondi, soprano
Bernarda Fink, alto
Ian Bostridge, tenor
Christopher Maltman, baritone
Concentus Musicus Vienna, Nikolaus Harnoncourt
Arnold Schoenberg Choir, Erwin Ortner
2000, Kloster Melk Benedictine Monastery, Austria.

ссылки и подробности под катом

1. Magnificat anima mea: http://www.youtube.com/watch?v=jlKcMJ...
2. Et exsultavit: http://www.youtube.com/watch?v=LOnLx6...
3&4. Quia respexit - Omnes generationes: http://www.youtube.com/watch?v=h9309T...
5. Quia fecit mihi magna - http://www.youtube.com/watch?v=bZEUjC53upA
6. Et misericordia: http://www.youtube.com/watch?v=TTKSTl...
7. Fecit potentiam: http://www.youtube.com/watch?v=sSvUer...
8. Deposuit potentes: http://www.youtube.com/watch?v=Sl2tV7...
9. Esurientes implevit bonis: http://www.youtube.com/watch?v=K0XIH4...
10. Suscepit Israel: http://www.youtube.com/watch?v=5QK0k-...
11. Sicut locutus est: http://www.youtube.com/watch?v=Jc19f1...
12. Gloria patri: http://www.youtube.com/watch?v=ejOaUn...

Текст Магнификата взят из 1 главы Евангелия от Луки (стихи 46-55). Это благодарственная молебная песнь, воспетая Пресвятой Богородицей в ответ на приветствие Ее родственницы, праведной Елизаветы, которая в радости приняла Марию в своем доме, как Божию Матерь. Песнопение "Величит душа Моя Господа" занимает важное место в чинопоследовании православной утрени. Магнификат, латинский вариант этого песнопения, является частью католической вечерни. Реформа Лютера сохранила его на воскресных вечернях, где оно исполнялось по-немецки. В Рождество, однако, эта хвалебная песнь звучит на латыни. В конце к каноническому тексту добавляется краткий вариант Gloria с заключительным "Аминь".

Произведение состоит из 12 номеров, каждый из которых призван средствами музыкальной драматургии передать основную мысль и настроение Песни Богородицы.

Магнификат открывается ликующим хором-славословием (№1."Величит душа Моя Господа"). Эта вполне законченная по форме часть является как бы увертюрой ко всему произведению.

В следующей за хором арии сопрано (№2."И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем") ясно слышен ритм менуэта. Танцевальную форму Бах делает средством выражения душевного состояния безоблачной радости.

№3 - проникновенная ария сопрано в сопровождении гобоя д\'амур ("Яко призре на смирение рабы Своея се бо отныне ублажат Мя…"). Мелодически она построена на нисходящих фразах, призванных выразить слово humilitaten ("смирение"). Мелодия этой дивной арии очень напоминает тему последнего хора "Страстей по Матфею". Эта музыкальная мысль с течением времени созрела и оформилась в сознании композитора, чтобы заключить одно из самых значительных его произведений. А. Швейцер называет эту арию "подлинным образом Мадонны в музыке". Слова "Omnes generationes" ("вси роды") Бах отделяет от фразы и пишет самостоятельный номер(№4): к нежной певучей арии неожиданно примыкает яркий динамичный хор, рисующий впечатляющую картину всех поколений, собранных воедино для прославления Богородицы. Обгоняющие друг друга мелодические линии создают ощущение множества, тогда как структура самой темы олицетворяет единство. По тексту можно было бы ожидать использования всей мощи музыкально-выразительных средств в следующем эпизоде (№5."Яко сотвори Мне величие Сильный и свято Имя Его"). Однако, Бах добивается большего эффекта, использовав форму арии баса соло, ассоциирующегося с царским величием. В качестве сопровождения Бах берет только basso continuo, отказавшись от инструмента, солирующего наравне с голосом; таким образом, полифоническое сочетание нескольких мелодий уступает место полному господству одной темы, необычайно богатой интонационно.

Из следующего номера, певучего дуэта альта и тенора (№6."И милость Его в роды родов боящимся Его") целиком вырос впоследствии первый хор "Страстей по Матфею". Этот дуэт отличается необычайной законченностью мысли, предельной выразительностью, к которым Бах приходит в своих последних сочинениях.

Весь арсенал средств используется в следующем хоре (№7."Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их"). Этот эпизод в полной мере демонстрирует мастерство и изобретательность Баха в передаче музыкальным языком смысла текста. Следующая за этим теноровая ария (№8."Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя") построена на противопоставлении двух музыкальных фраз - нисходящей ("низложи") и восходящей ("вознесе"). Эта наглядность музыкального образа - характерный прием Баха в его стремлении конкретизировать музыкальный язык.

Следующая прекрасная пасторальная ария альта с двумя солирующими флейтами (№9."Алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщи") отличается непринужденностью и в то же время утонченной изысканностью.

Прозрачный нежный терцет (№10."Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости") звучит задумчиво. В сопровождении у гобоев композитор использует один из древних псалмодических ладов. Слова "Якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века" подсказали Баху форму следующего номера(№11) - это ораторски-приподнятая величественная фуга.

Последняя часть Магнификата(№12) - блестящая Gloria, конец которой повторяет в сокращенном варианте первый хор, создавая мощную "арку", придающую шедевру Баха законченность и стройность.

(источник)